Ремонт заднего моста Газель, Соболь.
Устройство заднего моста
На автомобиль «ГАЗель» устанавливается задний мост со штампованно-сварным картером и отдельно монтируемым редуктором (рис. 1).
Рисунок 1 - Задний мост (средняя часть):
|
Картер заднего моста типа «банджо» коробчатого сечения, сварен из стальных штампованных кожухов, к которым приварены задняя крышка, усилитель для крепления редуктора, подкладки рессор, кронштейны амортизаторов, кронштейн крепления стойки регулятора тормозов и цапфы с фланцами для установки ступиц и тормозных механизмов. Главная передача и дифференциал 11 заднего моста устанавливаются в картер 9 редуктора, который крепится болтами к картеру 20 моста.
2 Техническое обслуживание заднего моста
В процессе эксплуатации необходимо:
– следить за отсутствием течи масла через манжеты ведущей шестерни заднего моста и ступиц колес, прокладки картера редуктора и фланцев полуосей, наливную и сливную пробки. Запотевание в этих местах не является признаком подтекания при отсутствии каплепадения;
– проверять уровень масла в картере моста, при необходимости, доливать масло; менять масло согласно «Карте смазки»;
– проверять затяжку болтов крепления редуктора, полуосей и регулировку подшипников ступиц колес.
Таблица 1 - Возможные неисправности заднего моста и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
Шум моста повышенной громкости (гул) | |
---|---|
Износ или неправильная регулировка подшипников ведущей шестерни или дифференциала |
Заменить подшипники или отрегулировать натяг подшипников |
Пульсирующий шум моста (“приматывание”) | |
Ослабление затяжки болтов крепления ведомой шестерни или она установлена с перекосом | Затянуть болты крепления ведомой шестерни, установив их на герметик; проверить биение ее «затылка» |
Шум моста высокого тона (“вой”) | |
Недостаточный или избыточный уровень масла | Восстановить нормальный уровень масла |
Используется нерекомендованное масло | Заменить масло |
Неправильная регулировка зацепления шестерен главной передачи по пятну контакта | Проверить и отрегулировать пятно контакта |
Задиры на рабочей поверхности зубьев главной передачи | Заменить шестерни комплектом |
Сильный стук в мосте при резком нажатии на педаль дроссельных заслонок после движения накатом или на поворотах | |
Чрезмерный износ деталей дифференциала | Заменить изношенные детали |
Непрерывные стуки или хруст в мосте | |
Износ зубьев шестерен или подшипников | Заменить изношенные детали |
Течь масла через манжеты ведущей шестерни и ступиц, а также по плоскости разъема редуктора и картера моста | |
Износ манжеты ведущей шестерни,манжет ступиц задних колес, износ поверхностей фланца ведущей шестерни или цапфы картера моста | Заменить изношенные детали |
Засорен сапун | Очистить сапун |
Повреждение прокладок картера редуктора или фланца полуоси | Заменить дефектную прокладку |
Снятие заднего моста с автомобиля
Снятие моста с автомобиля необходимо производить в следующей последователь-ности:
– отвернуть заливную и сливную пробки и слить масло;
– ослабить гайки крепления задних колес;
– отсоединить карданный вал от фланца ведущей шестерни;
– отсоединить тросы привода стояночного тормоза от уравнителя;
– отсоединить шланг тормозной системы, снять тормозные трубки;
– отсоединить электрические провода и датчики АБС;
– отсоединить нижний конец стойки регулятора тормозных сил от кронштейна заднего моста;
– подставить упоры под передние колеса автомобиля, вывесить задний мост и установить его на подставки, обеспечивающие устойчивое положение автомобиля;
– отвернуть гайки крепления колес и снять колеса;
– отсоединить амортизаторы;
– отвернуть гайки крепления стремянок рессор, снять стремянки и кронштейны стабилизатора;
– вывесить заднюю часть автомобиля, чтобы освободить мост. Установить под заднюю часть технологические подставки соответствующей высоты и опустить на них автомобиль. Выдвинуть мост из-под автомобиля.
Разборка заднего моста
Разборку моста производить в следующей последовательности:
– отвернуть болты крепления полуосей и вынуть полуоси с помощью съемника
(рис. 2). Для того, чтобы лапки 1 вошли в выемки на ступице, следует, вывинчивая болт 3 из оси 2, свести лапки до упора. Вращением винта 4 вывести полуось 5 из зацепления с полуосевой шестерней;
Рисунок 2 - Снятие полуоси заднего моста:
|
– снять прокладки фланцев полуосей;
– отвернуть наружную гайку подшипника ступицы, снять замочную шайбу, отвернуть внутреннюю гайку подшипника ступицы;
– снять ступицу с тормозным барабаном, подшипниками и манжетой;
– отвернуть болты крепления тормоза к фланцу картера и снять тормоз в сборе с тросом и маслоотражатель;
– отвернуть болты крепления редуктора к картеру, снять редуктор при помощи болтов, ввернув их в резьбовые отверстия для демонтажа редуктора, предварительно вынув заглушки, снять прокладку редуктора;
– вывернуть сапун;
– отвернуть болты крепления стопорных пластин гаек подшипников дифференциала, снять стопорные пластины;
– отвернуть болты крепления крышек подшипников дифференциала, снять крышки, вынуть гайки подшипников и дифференциал в сборе с ведомой шестерней. Пометить наружные кольца подшипников, чтобы при сборке установить на прежние места;
– замерить динамометром момент проворачивания ведущей шестерни в редукторе (М1) и записать его величину;
– раскернить и отвернуть гайку крепления фланца ведущей шестерни, снять фланец, вынуть ведущую шестерню;
– извлечь из картера манжету и внутреннее кольцо наружного подшипника ведущей шестерни;
– снять распорную втулку подшипников и спрессовать внутреннее кольцо заднего подшипника ведущей шестерни съемником, как показано на рис. 3.
Для того, чтобы заплечики вкладышей 4 плотно входили между обоймой подшипника и шестерней, следует опоры 2 сжать болтами с гайками 3. Снять внутреннее кольцо подшипника вращением винта 1;
– снять регулировочное кольцо;
– в случае замены выпрессовать наружные кольца подшипников ведущей
шестерни.
Рисунок 3 - Снятие подшипника с ведущей шестерни главной передачи:
|
Разборка дифференциала
Разборку дифференциала необходимо производить в следующем порядке:
– в случае замены отвернуть болты крепления ведомой шестерни, снять ведомую шестерню;
– в случае замены спрессовать с коробок дифференциала внутренние кольца подшипников с помощью съемника в сборе с вкладышами, как показано на рис. 4. Для того, чтобы заплечики вкладышей 1 вошли в выемки на коробке дифференциала, следует опоры 2 сжать болтами с гайками 3; спрессовать кольцо подшипника вращением винта 5.
– вывернуть болты крепления коробок дифференциала, разъединить коробки, снять опорные шайбы, сателлиты, полуосевые шестерни и оси сателлитов.
Рисунок 4 - Снятие внутреннего кольца подшипника с коробки дифференциала:
|
Осмотр и контроль деталей заднего моста
Детали разобранного заднего моста (за исключением подшипников) необходимо подержать в моющем растворе («Нефрас»), а затем промыть.
Подшипники промыть в чистом моющем растворе и продуть сжатым воздухом. После мойки детали внимательно осмотреть.
Детали с трещинами заменить. При наличии на механически обработанных поверхностях деталей забоин, заусенцев и других неровностей зачистить их для обеспечения хорошего прилегания сопрягаемых деталей. При этом следует обратить особое внимание на состояние посадочных поверхностей под подшипники.
Проверить, нет ли на кольцах подшипников выкрашивания, задиров или следов неравномерного износа. Проверить состояние торцев роликов. Ступенчатый износ торцов роликов свидетельствует о недостаточной предварительной затяжке подшипников или о перекосе роликов.
Осмотреть зубья ведущей и ведомой шестерен и проверить, нет ли на них задиров или следов чрезмерного износа. Изношенные шестерни и шестерни с задирами для дальнейшей работы непригодны.
Временно установить крышки подшипников дифференциала и проверить ввертывание гаек. Гайки должны проворачиваться свободно. Торцы гаек, соприкасающиеся с подшипниками, должны быть перпендикулярны оси резьбы. Биение этих торцов относительно оси резьбы должно быть не более 0,02 мм. Поверхность торцов должна быть чистой и гладкой, не должна иметь ступенчатого износа.
Необходимо убедиться в том, что крышки подшипников установлены правильно в соответствии с маркировкой.
Торцы фланца ведущей шестерни, соприкасающиеся с подшипником и фланцевой гайкой, должны быть гладкими не иметьзадиров, так как шероховатости и забоины на торцах фланца ослабляют затяжку подшипников. Шейка фланца не должна иметь забоин, царапин, большого износа в зоне работы манжеты, на заходной фаске не должно быть острых кромок.
Картеры редуктора и моста не должны иметь повреждений. Поверхности гнезд и шеек под подшипники должны быть гладкими, резьба под гайки подшипников дифференциала и ступиц колес не должна иметь повреждений. Необходимо удалить все неровности и заусенцы с посадочных поверхностей картеров. Прочистить масляные каналы.
Осмотреть зубья и опорные поверхности шестерен полуосей и сателлитов, опорные и посадочные поверхности коробок сателлитов. Они должны быть гладкими, без вмятин и задиров и не иметь неравномерного износа или наволакиванияметалла. Износ шейки полуосевой шестерни может вызвать повышенный шум заднего моста. Износ опорных поверхностей или опорных шайб вызывает увеличение бокового зазора в зацеплении шестерен дифференциала и нарушение правильного зацепления шестерен.
В случае повышенного износа детали должны заменяться в комплекте:
– правая и левая коробки сателлитов;
– шестерни полуоси и сателлиты.
Проверить плотность прилегания внутренних колец подшипников дифференциала к опорным поверхностям коробок сателлитов дифференциала - щуп 0,03 мм не должен проходить между кольцом и торцом коробки. Внутренние кольца не должны свободно вращаться на шейках коробок.
Обратить особое внимание на то, чтобы соприкасающиеся поверхности обеих коробок сателлитов дифференциала и поверхность фланца крепления ведомой шестерни были гладкими, без заусенцев.
Необходимо проверить биение «затылка» ведомой шестерни, как показано на рис. 5 и 6. Допустимое биение - 0,08 мм. Если при проверке окажется, что биение превышает указанную величину, то можно предполагать, что имеет место деформация ведомой шестерни, повреждение коробок дифференциала или чрезмерный износ подшипников. Дефектные детали необходимо заменить.
Картер моста не должен иметь значительного износа в зоне работы манжеты ступицы, поверхность под манжету должна быть гладкой, без царапин и забоин.
Манжеты подлежат замене при затвердевании рабочей кромки или наличии трещин из-за старения резины. Повторная установка демонтированных манжет не допускается.
Рисунок 5 - Проверка биения «затылка» ведомой шестерни заднего моста
Рисунок 6 - Проверка биения «затылка» ведомой шестерни переднего ведущего моста
Сборка дифференциала
Перед сборкой все трущиеся поверхности деталей дифференциала необходимо смазать маслом, применяемым в мосту. Сборку дифференциала производить в следующем порядке:
– установить в одну из коробок 5 (рис. 7) сателлитов шайбу 7 полуосевой шестерни и полуосевую шестерню 8;
Рисунок 7 - Дифференциал в сборе с ведомой шестерней:
|
– установить на ось 2 сателлитов сателлиты 4 и опорные шайбы 3 сателлитов;
– установить ось сателлитов с сателлитами и шайбами в коробку сателлитов пазом вверх;
– подсобрать вторую ось сателлитов, как указано выше;
– установить вторую ось сателлитов пазом вниз и сверху установить вторую полуосевую шестерню и шайбу;
– установить вторую коробку сателлитов так, чтобы метки на правой и левой коробках находились друг против друга;
– завернуть и затянуть болты 6 крепления коробок сателлитов моментом 28-36 Н•м (2,8-3,6 кгс•м), предварительно нанеся на резьбовую часть болтов герметик «Унигерм-6» или «Стопор-6». Резьба в отверстиях коробки и на болтах перед нанесением герметика должна быть очищена, обезжирена и просушена;
– напрессовать на левую коробку сателлитов ведомую шестерню 1 и закрепить ее болтами 10. Момент затяжки болтов 68-75 Н•м (6,8-7,5 кгс•м). Перед завертыванием болтов нанести на резьбовую часть болтов указанный выше герметик, предварительно очистив, обезжирив и высушив резьбу на болтах и в шестерне;
– проверить легкость вращения шестерен дифференциала, вращая одну из шестерен полуоси с помощью шлицевой оправки при неподвижном корпусе дифференциала.
Вращение должно быть плавным, без заеданий. Крутящий момент, необходимый для проворачивания шестерен дифференциала, не должен быть более 15 Н•м (1,5 кгс•м).
Напрессовать на шейки правой и левой коробок дифференциала внутренние кольца подшипников 9 до упора в буртик. При этом щуп 0,03 мм не должен проходить между торцами подшипников и опорными буртами коробок.
Проверить биение «затылка» ведомой шестерни, как указано в разделе «Осмотр и контроль деталей заднего моста».
Сборка заднего моста
Сборку заднего моста необходимо производить в следующем порядке:
– установить на ведущую шестерню регулировочное кольцо 8 (см. рис. 1) и напрес-совать внутреннее кольцо заднего подшипника 7 до упора.
При установке новых подшипников ведущей шестерни следует отрегулировать положение ведущей шестерни, подобрав регулировочное кольцо нужной толщины (см. «Регулировка положения ведущей шестерни»);
– запрессовать наружные кольца подшипников ведущей шестерни в картер до упора. Щуп 0,03 мм не должен проходить между торцом картера и кольцом;
– надеть на хвостовик ведущей шестерни новую распорную втулку (длиной 47,5-0,39 мм) конусом к резьбовому хвостовику и установить ведущую шестерню в картер редуктора;
– установить внутреннее кольцо переднего подшипника 4 на ведущую шестерню;
– запрессовать в картер без перекоса с помощью оправки новую манжету 3 ведущей шестерни заподлицо с торцом картера. Допуск параллельности заднего торца манжеты относительно торца картера 0,25 мм. Перед установкой рабочие кромки и посадочные поверхности смазать, а полость манжеты заполнить на 2/3 объема смазкой Литол-24;
– установить фланец 2, навернуть гайку фланца, отрегулировать натяг подшипников (см. «подраздел «Регулировкапреднатяга подшипников ведущей шестерни») и застопорить гайку, вдавливая лунку на шейке гайки в паз ведущей шестерни. Повторное использование гайки не допускается. После регулировки замерить динамометром момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни (М2) и записать его величину;
– установить в картер дифференциал в сборе с подшипниками, плотно поджав их наружные кольца, при этом необходимо убедиться, что порядковые номера на ведомой и ведущей шестернях одинаковые;
– установить регулировочные гайки 16 подшипников дифференциала в резьбу картера, как можно ближе к подшипникам (заворачивая гайки на один-два оборота для совпадения резьбы), и установить крышки 17 подшипников дифференциала, в соответствии с маркировкой;
– затянуть болты крепления крышек крутящим моментом, не препятствующим вращению регулировочных гаек подшипников
дифференциала. Перед завертыванием болтов нанести на резьбу отверстий в картере герметик «Унигерм-6» или «Стопор-6», предварительно очистив, обезжирив и высушив резьбу на болтах и в картере;
– отрегулировать преднатяг подшипников дифференциала и положение ведомой шестерни;
– затянуть окончательно болты крепления крышек подшипников дифференциала крутящим моментом 90-110 Н•м (9-11 кгс•м);
– закрепить болтами стопорные пластины 16 гаек подшипников дифференциала. Стопорные пластины поставляются двух типов: с усом для стопорения гайки, расположенным симметрично относительно оси пластины и со смещением на 5,5 мм, и устанавливаются в зависимости от положения прорези гайки;
– установить прокладку на торец картера редуктора, установить редуктор в картер моста и затянуть болты крепления моментом 55-70 Н•м (5,5-7,0 кгс•м). Перед завертыванием болтов нанести на резьбовую часть болтов герметик «Унигерм-6» или «Стопор-6». Резьба в отверстиях картера моста и на болтах перед нанесением герметика должна быть очищена, обезжирена и просушена (для заднего моста);
– установить прокладку и крышку картера и затянуть болты крепления крышки моментом 14-18 Н•м (1,4-1,8 кгс•м). Перед установкой на прокладку с двух сторон нанести герметизирующую пасту УН-25 (для переднего ведущего моста);
– установить тормоза в сборе и маслоотражатели. Момент затяжки болтов крепления тормоза - 50-62 Н•м (5,0-6,2 кгс•м);
– установить правую и левую ступицы с тормозными барабанами в сборе и произвести регулировку подшипников ступиц задних колес в соответствии с разделом «Колеса и шины»;
– установить на ступицы прокладки полуоси;
– вставить полуоси и затянуть болты крепления полуосей моментом 90-125 Н•м (9,0-12,5 кгс•м);
– установить сливную пробку в картер моста и ввернуть сапун;
– заправить мост маслом согласно «Карте смазки» и завернуть заливную пробку. Для наполнения полостей ступиц заднего моста смазкой необходимо поднять поочередно каждую сторону моста на высоту не менее 300 мм и выдержать в наклонном положении не менее 6 мин при температуре масла и окружающего воздуха не менее 15 °С. При заправке моста маслом подогретым до температуры 50-70 °С время выдержки моста в наклонном положении должно быть не менее 24 сек;
– отрегулировать положение рычагов привода стояночной тормозной системы;
– установить собранный мост на стенд для обкатки и проверить уровень шума, нагрев и убедиться в отсутствии течи масла через соединения на переднем и заднем ходу при частоте вращения ведущей шестерни 16, 25, 50 с-1.
Проверить работу дифференциала при частоте вращения 25 с-1, поочередно подтормаживая каждую из полуосей.
Общее время проверки и обкатки моста около 5 мин. Лучшие результаты при контроле дает проверка на подогретом до температуры 50-70 °С масле и избыточном давлении внутри моста 20-30 кПа (0,2-0,3 кгс/см2).
После обкатки масло слить через сливное отверстие, очистить магнит сливной пробки, и залить свежее масло согласно «Карте смазки».
При сборке заднего моста следует учитывать размеры сопрягаемых деталей заднего моста.
Установка заднего моста на автомобиль
Установку моста на автомобиль необходимо производить в следующем порядке:
– под автомобиль, задняя часть которого установлена на технологические
подставки, завести мост, установленный на подставки. Убрав технологические подставки из-под рамы, опустить автомобиль на мост, таким образом, чтобы стяжные болты рессор вошли в отверстия в подкладках рессор;
– установить стремянки, кронштейны стабилизатора, амортизаторы, затянуть гайки крепления стремянок;
– установить колеса и затянуть гайки крепления колес;
– поднять автомобиль, вынуть подставки из-под моста;
– установить тормозные трубки, подсоединить шланг тормозной системы и нижний конец стойки регулятора тормозных сил;
– присоединить электрические провода и установить датчики АБС, затянув болты крепления моментом 6-10 Н•м (0,6-1,0 кгс•м);
– присоединить тросы привода стояночного тормоза к уравнителю;
– присоединить карданный вал к фланцу ведущей шестерни;
– окончательно затянуть гайки крепления колес;
– прокачать тормозную систему.